Жизненный цикл организации

 Статьи    

Любая компания преодолевает несколько жизненных этапов. Сначала она появляется, потом она начинает расти и превращаться в конкурента себе подобных. Дальше все зависит от управленческих решений. Если они будут неправильными, то бизнес придет в упадок и, как следствие, прекратит свое существование. Все эти стадии вкупе принято называть жизненным циклом организации. Что это такое подробнее? Какие существуют модели жизни компании? Есть ли стратегии, которые позволили бы избежать краха? На эти и другие вопросы мы ответим в статье про жизненный цикл предприятия.

Что это такое

Основное понятие мы дали выше. Жизненный цикл состоит из нескольких стадий, начиная от рождения, заканчивая смертью. Каждая характеризуется своими особенностями. Можно сказать, что в данном случае присутствует аналогия с живыми существами, которые рождаются, растут, стареют и, в конце концов, умирают. Однако в случае с бизнесом есть свои отличия, знать которые необходимо для понимания, как вести деятельность, чтобы компания жила и процветала. Момент упадка, смерти можно не просто отодвинуть на огромное количество времени, но и даже вовсе исключить. Хотя, как известно, ничто не вечно, но все-таки…

Представителям руководящего состава нужно понимать, на какой стадии находится организация, чтобы:

  • Принимать правильные решения, соответствующие жизненному этапу компании;
  • Верно устанавливать приоритеты, которые помогут в определении вектора дальнейшего развития;
  • Своевременно решать проблемы, которые возникают по мере жизни бизнеса.

Соответственно, имея представление о стадиях жизненного цикла организации, можно сделать так, что она проживет не просто долго, а продуктивно, то есть станет процветать и приносить прибыль.

Основные этапы жизненного цикла компании

Стандартная модель существования компании включает 4 основных этапа:

  • Рождение;
  • Рост;
  • Зрелось;
  • Старость.

Сколько длятся эти стадии? По-разному у различных организаций. Считается, что более долгим является этап зрелости. Однако общее время существования каждой компании различается, что зависит от множества факторов, например, от способности приспосабливаться к изменениям, которые происходят на рынке.

Что происходит на каждой из стадий? Начнем с рождения. Появление компании – это не только ее фактическая регистрация как юридического лица.

  • Формируется коллектив, имеющий общие цели.
  • Создается продукт, происходит его продвижение на рынок.
  • Компания старается выжить в условиях постоянно меняющихся рыночных условий.
  • Уделяется внимание креативности подходов.
  • Руководитель самостоятельно создает идеи, принимает решения.
  • Создается структура управления, часто появляются новые филиалы.

На стадии роста происходят другие процессы. Они, как правило, связаны с усложнением внутренней структуры фирмы, внешних отношений. Компания пытается не просто закрепиться, а стремится к лидерству в своей области бизнеса.

  • Формируется организационная структура.
  • Вырабатывается система внутренних процессов.
  • Расширяется линейка продукции.
  • Фирма старается выйти на новые рынки.
  • Прибыль увеличивается в силу увеличения объемов деятельности.
  • Управление передается нижестоящим начальникам.
  • Происходит усиление стратегического управления.
  • Появляется миссия, создаются корпоративные ценности.
  • Растет важность действий административного характера.
  • Создается регламент управленческих решений.
  • Появляются инструкции, процедуры, положения, указы руководства.

Следующий этап — зрелость. Основная цель – обеспечение устойчивого роста. Предприятие эффективно функционирует. Главная задача – получить больше прибыли и укрепить свои позиции на рынке. От руководства компании требуется разработать стратегию управления, которая бы приносила результаты. Присутствует стремление к тому, чтобы внутренние процедуры соответствовали заведенному порядку. Ведется тщательный мониторинг расходов. Применяются критерии эффективности, оценки труда с использованием системы материальных поощрений и санкций. Как правило, на этом этапе компания имеет структурные подразделения, каждое из которого наделено собственными обязанностями и несет ту или иную ответственность. В большинстве случаев руководство начинает придерживаться консервативного, бюрократического подхода. Количество управленцев растет, что естественно, ведь коллектив организации увеличивается по численности. На этой стадии жизненного цикла компании становится важным сохранение рыночных позиций предприятия.

На этапе старости деятельность организации начинает путь к упадку. Падает прибыль, способность конкурировать ослабевает. Нужно больше усилий, чтобы быстро не потерять свои позиции на рынке. Сотрудники часто начинают искать другие места работы. Нередко возникают постоянные производственные конфликты, о которых подробнее можно прочитать в нашей статье на эту тему. Руководство старается сосредоточиться на более важных направлениях. Бюрократия не просто существует, она интенсивно развивается. Если не предпринимать конструктивных управленческих решений, то высока вероятность того, что компания придет к полному упадку.

Возможна ли реанимация? Да, возврат к жизни принято называть возрождением. Жизненный цикл компании может быть продлен. Однако все зависит от своевременности и правильности принимаемых решений с целью направить имеющиеся ресурсы на восстановление. И если правильно оценить то, на какой стадии находится бизнес, предпринять решительные шаги согласно особенностям деятельности предприятия на конкретный момент времени, то есть большая вероятность, что компания возродится и снова войдет в стадию развития. Момент ее смерти будет отодвинут на неопределенное время либо вовсе исчезнет с горизонта.

Модели жизненного цикла организации

Известные специалисты в области менеджмента и сопутствующих сфер уже предложили свои модели жизни компании. Такие теории принято называть моделями. Общепринятыми стали модели И.Адизеса и Л.Грейнера. В них есть расхождения, но суть одна – каждая организация проходит несколько этапов существования. Рассмотрим теории указанных авторов подробнее.

Адизес – жизненный цикл организации

По теории И.Адизеса жизнь компании состоит из 10 этапов. Автор считает, что при грамотном руководителе стадии краха можно избежать, что вполне логично. Потому что от управленцев и их решений зависит, что произойдет с бизнесом. Жизненный цикл организации, компании по Адизесу включает следующие стадии.

  • Рождение, а вернее, Увлечение – именно так определяет автор модели появление организации в мире бизнеса.
  • Младенчество – когда владелец бизнеса тратит много энергии, труда, он собирает единомышленников, готовых работать ради идеи.
  • Давай-давай – этап, который характеризуется быстром увеличением продаж. Но потребности заказчиков, клиентов не ставятся на первое место.
  • Юность – меняется подход к управлению. По мнению Адизеса, является непростым временем для фирмы. Для эффективного управления требуется помощь других управленцев.
  • Расцвет – внутренние процессы отлажены, все работает «без сучка и задоринки». Уделяется внимание потребностям клиентов, но не забываются и собственные интересы.
  • Стабильность – увеличиваются продажи, но гибкость отсутствует. Основная задача – остаться на прежней позиции на рынке.
  • Аристократизм – деятельности присуща независимость, но рост прекращается. Нет стремления выходить на новые рынки или продвигать новые идеи.
  • Охота на ведьм – прибыль снижается. Производственные конфликты увеличиваются в количестве. Принимаются резкие решения, которые, как правило, приближают к упадку.
  • Бюрократия – фирма еще живет, но только за счет финансовой поддержки, поступающей извне. Продуктивность снижается. Решение внутренних проблем отнимает все силы компании.
  • Смерть – компания уходит с рынка, ее продукт никому не интересен. Причем смерть в данном случае может выражаться не только банкротством и полным закрытием фирмы, но и, например, продажей бизнеса.

Модели жизненного цикла компании по Л.Грейнеру

Какие этапы выделает Л.Грейнер, американский специалист по менеджменту и экономике? По его теории существует 5 стадий графика жизненного цикла организации.

  • 1 этап – Творчество – появление фирмы, подбор тех, кто желает достичь той же цели, что и владелец бизнеса. В конце стадии возникает управленческий кризис в силу разногласий между единомышленниками.
  • 2 этап – Централизация, когда формируется организационная структура. Количество рабочих направлений возрастает. Фирма растет, но от руководства требуется делегировать полномочия.
  • 3 этап – Делегирование, когда появляются подразделения, которые конкурируют в плане потребностей ресурсов. Деятельность компании расширяется. Требуется координация деятельности подразделений.
  • 4 этап – Координация, на этом этапе руководство пытается содействовать. Появляются центры планирования, инвестиций. Деятельность фирмы продолжает расти в объемах.
  • 5 этап – Сотрудничество – пик развития. Важно удержать компанию на этом этапе, принимая грамотные управленческие решения.

Как считает, Грейнер, на любом этапе развития может произойти потеря контроля над работой предприятия, что приведет к уходу компании с рынка. Чтобы этого не допустить, нужно своевременно менять механизм управления. В этом случае получится удержать организацию на плаву и не допустить ее краха.

Определение стадии жизненного цикла

Для понимания, на каком этапе жизни находится фирма, необходимо определить характер деятельности, которая ведется на конкретный момент времени. Срок существования бизнеса не имеет значения. Как только становится ясным, на каком этапе своей жизни пребывает организация, нужно предпринимать меры, направленные на улучшение процессов. Изменения подействуют, если тому есть предпосылки внутри предприятия, поэтому стоит оценить характер внутренних процессов. И если есть между ними расхождения, то точно пришло время принятия решений, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.

Установить этап жизненного цикла организации можно, определив:

  • Текущую стадию разработки продукта;
  • Возможности для того, чтобы успешно продавать продукт;
  • Состояние собственности интеллектуального характера;
  • Уровень спроса на реализуемый продукт;
  • Финансовые показатели;
  • Численность тех, кто занимается разработкой;
  • Сам персонал – то есть сотрудников и их возможности, компетенции и прочее;
  • Качество направляемых денежных потоков;
  • Типы и историю операционных процессов.

Анализ необходимо проводить в последовательности перехода от одного критерия к другому, начиная сверху списка. В результате получится понять, на какой стадии находится бизнес, какие меры нужно принимать, чтобы не допустить упадка компании.

Управление жизненным циклом организации – стратегии

Каждый этап должен сопровождаться своим стратегическим подходом. Стратегия управления жизненным циклом компании напрямую связана с определенными действиями, которые должно предпринимать руководство. На стадии рождения нужно уделять внимание исследованию спроса, изучению конкурентов, оценке собственных возможностей, поиск вариантов привлечения внешних ресурсов. На стадии активного роста нужно стремиться к созданию собственной модели управления. Причем нужно делать все возможное, чтобы не только обеспечить стабильность развития в долгосрочной перспективе, но и внедрять инновации без ущерба такой стабильности. Важно вести контроль качества, искать перспективные направления, применять новые разработки, технические решения.

Если говорить об этапе роста в жизненном цикле организации, пример правильных стратегий всегда связан с тщательным анализом деятельности конкурентов и с действиями, направленными на изменение поведения компании на рынке. Необходимо анализировать техническое оборудование фирмы и при необходимости его модернизировать. Следует постоянно отслеживать потребности заказчиков, клиентов и вносить изменения, если потребности явно изменились. Не стоит забывать и о персонале. Сотрудники должны быть удовлетворены условиями труда.

На этапе старости следует вносить серьезные изменения. Но чтобы это сделать, надо вести постоянный мониторинг рыночной ситуации, контролировать, в каком техническом состоянии находится предприятие и при необходимости улучшать его путем модернизации. Нужно менять стиль управления, выбрать тот, который позволит с большой скоростью реагировать на происходящие на рынке изменения. Следует искать новые цели, способные принести прибыль.

Заключение

Находясь на определенной стадии жизненного цикла компании, примеров тому много, руководство часто не предпринимает правильных решений, конструктивно важных, способных изменить текущую ситуацию. В результате очень скоро происходит смерть фирмы, то есть ее уход с рынка. Важно уметь принимать верные управленческие решения, но, увы, не всегда это получается в силу разнообразных причин. Научиться этому можно, если пройти обучение, например, на тренингах для руководителей. Кроме того, очень важно постоянно быть в курсе происходящего, не плыть по течению, а действовать, если возникла необходимость в изменениях. Чтобы понять, какие изменения пришло время реализовывать, следует понять, на какой стадии жизни находится компания. И уже на основе анализа принимать решения, которые позволят организации выжить и процветать в непростых условиях современного рынка.