Тренер, как консультант. Бизнес тренер это…
«Бизнес-консультант» и «тренер-консультант»
Часто говорят о вовлечении «консультантов» в особую ситуацию в бизнесе. Когда бизнес-программа включает в себя элементы обучения, есть вероятность спутать понятия «бизнес-консультант» и «тренер-консультант».
В нашем понимании, «бизнес-консультант» работает в рамках бизнес-стратегий, ценностей, целей, бизнес-программ организаций. Когда проект подразумевает перевод потребностей бизнеса в сферу мероприятий по обучению и развитию персонала, работа выполняется тренером-консультантом. В жизни эти задачи могут совпадать. Функции «бизнес-консультанта» и «тренера-консультанта» может взять на себя один человек или одна команда. Следующий раздел нашей книги, прежде всего, посвящен работе тренера-консультанта.
Консультативный тренинг и мероприятия по развитию
Традиционный подход
Традиционная роль подразделения ОиР — быстро реагировать на потребности других подразделений организации в обучении и развитии. Обычно для этого используется относительно простая модель действий:
- Выявление потребностей в обучении и развитии вспомогательными подразделениями
- Анализ потребностей в обучении
- Постановка целей обучения
- Разработка материала для обучения
- Производство материалов
- Подготовка тренеров
- Проведение обучения
- Оценка обучения
Здесь ясно видны границы между ролями и обязанностями. Тренер разработал программу, которой необходимо придерживаться, и взял на себя ответственность за все стадии, кроме первой. Прежде чем перейти на следующую ступень, он информирует о промежуточных результатах работы инициаторов обучения.
Двигаясь к интерактивному подходу
В связи с быстрыми переменами в бизнесе многие традиционные процедуры оказались слишком медленными и тяжеловесными. Менеджмент потребовал быстрых и обширных изменений навыков, моделей поведения и знаний сотрудников, что повлекло изменение роли тренера и подхода к обучению. Этот новый подход заключается в усилении взаимодействия между системой ОиР и управлением компании или отделом, нуждающимся в обучении своих сотрудников. В большей степени этот подход ориентирован на влияние обучения на бизнес, его осуществление является более длительным. Он требует от системы обучения и развития персонала широкого набора обновляемых знаний и навыков. Новый процесс следует нижеприведенной схеме.
- Анализ потребностей в обучении вспомогательными подразделениями вместе с подразделением ОиР
- Исследование области, требующей проведения программы
- Согласование целей программы
- Разработка и производство материала для обучения
- Подготовка тренеров
- Проведение программы обучения
- Обзор и анализ влияния обучения на бизнес
При целостном применении этот подход является единым долговременным мероприятием, а не набором одноразовых процедур. Информирование тренером руководителей о ключевых стадиях работы осуществляется для того, чтобы гарантировать соответствие педагогических решений потребностям бизнеса. Успех проводимой тренером работы в значительной степени зависит от его отношений с руководителем организации и требует гибкости и активности. Определенный акцент здесь делается на потребностях бизнеса и потребностях обучающихся, а не на процессах обучения и развития. При этом между тренером и его «внутренним» клиентом есть понимание неизбежности рисков, связанных с бизнесом. Поэтому на случай экстренных ситуаций разрабатываются соответствующие процедуры.
Тренер в роли консультанта
Чтобы работать в интерактивном стиле, тренер должен понимать бизнес отношения и бизнес процессы, протекающие внутри организации. Кроме того, необходимо использовать расширенный ряд действий. Цели консультативных отношений, выстроенные, с одной стороны, между тренерами и системой ОиР, а с другой, — между тренером и всей остальной организацией, являются следующими.
• Быстрая реакция на потребности в обучении и развитии.
• Гибкие, адекватные способы удовлетворения потребностей в обучении и развитии.
• Внимательное отношение к оценке и скорости реакции на требуемые изменения в программах ОиР.
• Обеспечение механизмов, которые позволяют системе ОиР активно предоставлять свои услуги компании.
Помимо прочего, движение к интерактивному подходу обеспечивает тренерам стимулирующую возможность расширения сферы компетентности.
Маркетинг системы обучения и развития персонала
Он подразумевает изменение в отношениях подразделения и остальной организацией. Новый стиль будет активным, направленным на продвижение предложений системы ОиР внутри организации. Управление компании придет к осознанию способностей, потенциалов и достижений этого подразделения. Тренеры получат возможность работы с другими подразделениями для инициирования программ обучения и развития.
Разработка стратегии обучения и развития персонала
Это стратегия, согласно которой подразделение будет работать в течение ряда лет. Она согласовывается с руководством организации и широко распространяется внутри компании. В стратегии должны содержаться:
• Назначение подразделения и видение его места в организации.
• Описание того, как стратегия системы ОиР будет интегрирована в целостную бизнес-стратегию организации.
• Ценности, которыми определяется работа подразделения.
• Цели и задачи подразделения.
• Планы по достижению целей и задач, включая методы, которые будут для этого использоваться.
• Перечень ресурсов и затрат.
• Важнейшие факторы, обусловливающие успешность методов деятельности и оценки.
Эта стратегия системы ОиР полностью зависит от общей стратегии организации, и поэтому подразумевает взаимодействие тренеров с высшим руководством. Документ должен быть размножен, чтобы ознакомить с ним всех сотрудников организации. Стратегия должна обсуждаться и корректироваться вместе с руководством компании, по меньшей мере, один раз в год. Общая стратегия не должна сильно меняться, пока не происходит кардинальных изменений в организации. Обычно такие планы разрабатываются на год.
Наличие стратегии системы обучения и развития не является главным условием того, что система ОиР действует в русле интерактивного подхода. Воплощенные на бумаге стратегии интерактивных действий не гарантируют, что подразделение будет действовать именно так! Однако составление стратегии и применение ее в организации, а также наличие навыков и знаний для ее написания — это серьезная проверка для тренера-консультанта.
Сравнение систем обучения и развития персонала
Система, использующая в работе данный подход, требует сравнения с аналогами, признанными лучшими в своем роде. Это могут быть другие внутренние подразделения, известные превосходным качеством деятельности в своей области. Также, по возможности, будет проводиться сравнение с системами ОиР, действующими в других организациях.
Проведение встреч
Тренер-консультант должен наращивать свою компетентность в проведении встреч, особенно таких, где проходит обсуждение большого количества информации и присутствует множество различных мнений. Есть ряд простых правил, следуя которым вы максимально увеличите свои шансы в достижении успешного соглашения (заключения), устраивающего все стороны.
• Удостоверьтесь, что встреча организована так, как вам нужно, особенно если вы стремитесь к конкретному результату. Доступны ли нужные люди и обладают ли они информацией, необходимой для принятия решения? Могут ли приниматься решения при отсутствии некоторых участников?
• Сведите число участников к минимуму. Когда это уместно или необходимо, сообщите решение другим заинтересованным лицам после завершения встречи.
• Основательно готовьтесь к встрече, особенно если вы собираетесь председательствовать на ней. Приведите свои мысли в порядок, убедитесь, что каждый пункт завершен выводом.
• В дискуссии не берите инициативу в свои руки. Однако держите свои выводы наготове, они могут понадобиться.
• Спланируйте такой распорядок встречи, который обеспечит поступательное движение к решению поставленных задач.
• Заблаговременно зарегистрируйте участников, удостоверьтесь, что они ознакомились с распорядком встречи и внимательно прочитали вводные материалы к ней.
• Огласите время перерывов и пункты программы.
• Будьте готовы энергично приступить к выполнению плана действий!
Управление риском
Минимизация риска в условиях развития интерактивного проекта — задача тренера-консультанта. Возможными проблемами, о которых тренер должен помнить, являются следующие.
• Недостаток включения в обучение и развитие менеджеров, инициировавших проведение программы.
• Программы, одновременно проводимые в других подразделениях.
• Недостаток ресурсов.
• Недостаток навыков в тренерской команде.
• Недостаток ответственности при проведении оценки.
• Отсутствие соглашения с линейными менеджерами о закреплении результатов обучения на рабочем месте после окончания программы.
Определение потенциальных областей риска, однако, — далеко не самая важная задача тренера. Тренер-консультант обязан быть готов дать рекомендации по решению любых проблем и, достигнув соглашения с руководством, работать над практической реализацией планов в жизнь.
Другие знания и навыки тренера-консультанта
Кроме критически значимых областей , тренер должен оттачивать традиционные навыки активного слушания и задавания открытых вопросов. К ним необходимо добавить консультативные навыки личного влияния, ведения переговоров и инструктирования. Существуют также навыки тренера, которые необходимо улучшать, в частности, — навык работы с людьми, занимающими высшие посты в иерархии организации. Они включают написание отчетов, фасилитацию, «мозговой штурм» и проведение презентаций.
Эти новые, консультативные, действия побуждают тренера к развитию более высокого уровня общих деловых качеств. Управление изменениями — другая область развития тренера.
Вопросы по выполнению функций тренера-консультанта
- Знаете ли вы эффективные стратегии системы ОиР, цели деятельности и планы практических действий?
- Является ли применяемый вами подход к осуществлению обучения и развития консультативным? Какие области вашей деятельности нуждаются в улучшении?
- Достаточно ли активно подразделение ОиР в продвижении своих возможностей и достижений?
- Существует ли план контактов для регулярного доступа к руководителям организации?
- Насколько активно вы отслеживаете опыт компаний-конкурентов в области обучения и развития?
- Существуют ли в вашей организации примеры применения консультативных процессов и навыков?
- Есть ли у вас план личного развития для развития своих навыков как тренера-консультанта, так и смежных профессиональных ролей?
Вопросы и ответы
Вопрос. Могут ли для меня как для тренера возникнуть какие-либо сложности при использовании интерактивного подхода в процессе обучения и развития?
Ответ. Нёкоторые тренеры считают, что уже сама по себе природа перемен рискованна. Она заставляет отрываться от контролируемой среды традиционных тренинговых процедур и от безопасного убежища тренинговой комнаты. Работа в качестве внутреннего консультанта хотя и таит в себе сложности, тем не менее предоставляет тренерам новые и интересные возможности развития внутри организации.
Вопрос. С какого момента в системе ОиР лучше начинать переход к интерактивным методам работы?
Ответ. На самом деле первым шагом является решение стать более интерактивной системой. Ему должна предшествовать серьезная совещательная работа как внутри подразделения, так и с руководством компании. Путь к превращению в интерактивную систему требует значительного времени, материальных средств и, возможно, дополнительной помощи извне. Обычно «путешествие» начинается с того, что отдельные тренеры начинают работать по-другому. Руководством системы ОиР эти инициативы объединяются в план развития, согласованный с руководством организации.
Вопрос. Сколько времени занимает перестройка?
Ответ. Как и в случае со всеми изменениями в бизнесе, очень сложно дать точный ответ. Нужно ориентироваться на сроки от трех до пяти лет, хотя значительные изменения могут произойти за короткий период времени благодаря изменениям во взаимодействии систем и значительным инвестициям в совершенствование знаний и навыков тренеров.
Автор Кей Торн Дэвид Маккей
Источник: фрагмент книги «Тренинг. Настольная книга тренера»
Обратите внимание на наши тренинговые программы для специалистов по обучения и HR, которые могут вам помочь:
- Строим систему обучения персонала
- Обучение рабочих. Инновационный подход (Ключевые рабочие позиции)
- Современная система наставничества для рабочих
- Эффективный наставник на производстве
- Повышение квалификации внутренних тренеров, преподавателей, мастеров производственного обучения (базовый уровень).
- Повышение эффективности работы внутренних тренеров, преподавателей, мастеров производственного обучения (продвинутый уровень)
- Современная система оценки рабочего персонала
Статьи по теме:
- Блеск и нищета обучения
- Когда учеба впрок
- Посттренинг
- Менеджер по обучению : первые шаги
- Обучение – как пятое колесо в телеге
- Курсы повышения квалификации
- Методы проведения тренингов
- Корпоративные бизнес-тренинги
- Бизнес-семинары
- Что такое тренинг?
- Разработка тренинга в соответствии с потребностями людей
Бизнес-тренер. Бизнес тренер это…