Лучший способ избавиться от психологических стрессов.
Для всех, кто излишне эмоционален на работе.
У многих деловых людей бывают рабочие дни, в конце которых они чувствую себя эмоционально опустошенными и измотанными, хотя рабочая нагрузка была не очень велика. Эту ситуацию я называю просто – «Весь пар уходит в гудок». Уверен, вам тоже знакома эта ситуация.
Почему это происходит и как от этого избавиться? Это несложно, если понимать, глубинную причину происходящего. И я кратко расскажу, почему это происходит и как этого избежать?
Это будет особенно полезно для тех деловых людей, которые в течение рабочего дня много и интенсивно общаются с клиентами, коллегами и партнерами. Если общение выматывает вас больше, чем вы считаете допустимым, то в первую очередь нужно понять, что проблема не в «них», а в «вас».
Прежде всего, важно понимать, что эмоциональная энергия вещь исчерпаемая, и каждый день мы имеет очень ограниченное ее количество. С утра наш «аккумулятор заряжен», но насколько его хватит, зависит от того, насколько интенсивно мы им пользуемся.
Эмоциональная энергия обеспечивает нам адекватное восприятие окружающего мира и позитивный внутренний настрой. Когда она истощается, восприятие окружающего мира становится неадекватным, и внутренний настрой – негативным. Поэтому в течение дня эмоциональную энергию нужно тратить очень экономно, т.е. контролировать себя и не выплескивать свои эмоции по любому незначительному поводу. Мир нельзя переделать, можно лишь изменить свое отношение к нему. Так что лучше поберечь свою энергию, для более конструктивных занятий.
Мои клиенты часто задают мне вопрос, – а как контролировать себя? Иногда эмоции созревают настолько быстро, что удержать их в себе практически невозможно, они расплескиваются в разные стороны, как убежавшее молоко. На что я отвечаю, — контролировать себя не сложно, если придерживаться следующих простых принципов:
Во-первых, важно готовиться к каждому рабочему дню: восстанавливать энергию (высыпаться), позитивно настраиваться, если нужно (в случае недосыпа), то и помогать себе кофесодержащими напитками, молитвами, медитациями, аффирмациями, да чем угодно, что работает для вас лично. На рабочем месте профессионал просто обязан излучать энтузиазм и бодрость.
Главное, не вступать в деловое общение в людьми, находясь в неадекватном и негативном психологическом состоянии. В этом состоянии вы будете эмоционально несдержаны: и общение можете «запороть», и опустошиться в эмоциональном плане. Сначала войдите в «адекват», а затем вступайте в контакт, не получается, — займитесь «бумажной работой». И всегда помните, эмоциональная энергия это очень качественно топливо, дорогое и дефицитное, и не нужно тратить его на «мелочи жизни».
Во-вторых, научитесь вовремя останавливаться, и переключаться на другие виды работы. Общение с людьми всегда крайне энергозатратное дело. Даже если проактивной эмоциональной энергии было много, она через несколько часов заканчивается. И у нас уже не получается полностью себя контролировать. Чтобы научиться себя контролировать, нужно понимать, как устроен наш мозг, и где находится источник нашего самоконтроля.
Если метафорически описать наш мозг, то в нем я выделяю три подсистемы: мыслящий мозг, рефлекторный мозг и архивирующий мозг. Наш самоконтроль – это работа мыслящего мозга. Как только он «устает», наш самоконтроль ослабевает, и главную роль начинает играть рефлекторный мозг (рождающий все наши эмоции), оставшийся нам в наследство от млекопитающих. Именно его доминирование в конкретный момент времени делает нас агрессивными, пугливыми, суетливыми, вспыльчивыми, конфликтными, плачущими от страха, жалости или злости.
Поэтому, как только вы почувствовали, что перестаете контролировать свои эмоции по причине усталости от процесса общения, нужно резко переключиться на другой вид деятельности, не требующий массы эмоциональной энергии. Потому что если этого не сделать, контролировать свои эмоции будет уже невозможно, а значит и эффективно общаться, точно не получиться.
В результате регулярного использования этих двух простых приемов, вы постепенно научитесь эффективно использовать свою эмоциональную энергию и избегать эмоционального истощения, приводящего к состоянию «выгорания» на рабочем месте. Обязательно попробуйте, и «весь пар» уже не будет «выходить в гудок», и его будет хватать, для достижения ваших целей.
Сергей Хлыстунов
Обратите внимание на наши тренинговые программы:
Как управлять рабочим стрессом
Повышение работоспособности руководителей и сотрудников
Другие статьи по теме: