Секретное оружие успешных управленцев

 Статьи    

Секретное оружие успешных управленцевСекретное оружие успешных управленцев

Вряд ли кто возьмется оспаривать тот факт, что делегирование полномочий давно уже стало объективной необходимостью для успешного руководителя. Ведь одна из основных заповедей управленца гласит: «Не я должен подчиняться работе, а работа должна подчиняться мне». Именно поэтому делегирование является одной из ключевых задач в менеджменте. Осталось только ответить на вопросы: Что делегируем? Кому? И как?

Существует расхожее мнение о том, что достаточно один раз определить стратегию продвижения, предусмотреть дальнейшее развитие организации — и на несколько лет можно успокоиться. Но это далеко не так. Развитие организации — это непрерывный процесс, и по мере ее роста, в результате структурных, квалификационных изменений, увеличения полномочий и ответственности руководителя возникает необходимость делегирования, которое тоже должно быть непрерывным.

Делегируя часть своих обязанностей, руководитель экономит время, а доверяя своим подчиненным, он повышает гибкость реагирования организации на изменения, у него появляется возможность получения новых знаний и навыков, к тому же устраняется необоснованная критика со стороны сотрудников. В конечном итоге это приводит к эффективной работе менеджера и всего подразделения.

При делегировании полномочий и ответственности создаются все условия для творческого мышления, принятия самостоятельных решений и действий, развития инициативы и предприимчивости сотрудников. Этому процессу предшествует значительная подготовительная работа, которую должен осуществлять руководитель.

Примечание. Если лидер не создает себе смену — он слаб как лидер.

Делегирование не стоит рассматривать как единичный акт. Это постоянно повторяющийся процесс. Его непрерывность подразумевает гибкость, т. е. возможность постоянного внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Что? Руководитель должен определить круг обязанностей, которые подлежат делегированию. Не следует делегировать то, в чем слаб. В этом случае нет возможности оценить результат и дать совет.

Задачи должны даваться на верхнем пределе возможностей того человека, которому делегируются полномочия.

Кому? Определяя делегируемую задачу, необходимо подобрать соответствующего заданию сотрудника, который готов к самостоятельным действиям и решениям. Важно знать своих людей, соблюдать определенную степень осторожности, потому что за действия другого человека придется нести ответственность.

Способность людей реализовывать полномочия в тех или иных конкретных ситуациях не может быть четко определена заранее, поэтому в зависимости от результатов выбранная кандидатура может быть изменена.

Как? Руководитель должен ввести исполнителя в цепочку бизнес-процессов: на входе осуществить постановку целей и задач, на выходе контролировать и оценивать полученный результат, а уже внутри цепочки предоставить возможность проявить свой потенциал. Задача руководителя — раскрыть потенциал человека и через делегирование направить его по пути развития. Делегирование — сложный процесс, и свои действия руководитель должен рассчитывать, исходя из конкретной ситуации. И самое главное, нельзя делегировать делегирование, то есть делать это через посредника.

Обучение. Делегирование тесно связано с обучением и мотивацией. Если вы выберете подчиненного, чей уровень компетентности является достаточным для выполнения задачи, то он выполнит задание быстро и с высоким результатом, но если его компетентность ниже уровня сложности задачи, то следует его обучить. При таком виде делегирования руководитель растит своего сотрудника в профессиональном плане и усиливает его интерес к работе. И хотя временные затраты на управление подчиненным в процессе решения задачи будут высокими, но это инвестиции в будущее. Как показывает практика, в дальнейшем такой сотрудник будет способен выполнять более сложные задачи: чем выше уровень сотрудника, тем выше профессиональный уровень всей компании.

Здесь следует понимать, что обучение — также непрерывный процесс: обучение — мотивация — делегирование более сложной задачи — контроль — выбор другого сотрудника для выполнения прежней задачи…

Мотивация. Эффективнее работает тот, кто стремится к успеху. Таким образом, подбирается и мотивация сотрудника для выполнения делегируемого задания по принципу пересечения двух сфер — интересов компании и интересов сотрудника в его личном развитии и продвижении. При этом мотивация не должна ограничиваться узкими рамками и может отражаться: финансово, профессиональным ростом, самоуважением, карьерным продвижением, признанием заслуг, самостоятельностью и независимостью, повышением лояльности к организации, безопасностью и стабильностью, по мере завершения проекта привлечением к новому, предоставлением гибкого рабочего графика… Вкратце это сформировал в своей теории Мак-Клеланд: «Существует три потребности, мотивирующие человека, это потребность власти, успеха и принадлежности (социальная потребность)». Контроль — неделегируемое полномочие руководителя!

Следует определить систему показателей, отражающих результаты деятельности каждого работника.

Руководитель должен дать возможность подчиненным эффективно выполнять задачи и всегда помнить о традиционном методе Кнута и пряника.

Контроль для организации является необходимым условием достижения поставленных целей, а для сотрудников обеспечивает обратную связь и дает возможность узнать оценку своей работы, а также внести необходимые коррективы.

Обратная связь. Если мы хотим обеспечить рост лидеров и рост организации, каждый раз следует усложнять задачи. Процесс делегирования усиливает улучшение коммуникационного процесса. Делегировать не означает терять человека из поля зрения. Ответственность за конечный результат в целом хотя и лежит на руководителе, но в пределах диапазона делегирования ответственность лежит именно на исполнителе. Выборочный контроль в процессе выполнения задания опять же остается за руководителем.

Теодор Рузвельт как-то сказал: «Лучший руководитель — это тот, у которого достаточно здравого смысла, чтобы найти подходящих людей, способных сделать то, что он хочет, и достаточно самообладания, чтобы не вмешиваться, когда они это делают».

Высший уровень делегирования — создание команды. Она формируется благодаря четкому распределению обязанностей и наделению полномочиями достигать поставленных целей перед каждым из исполнителей в контексте общей цели. А держать команду в форме позволяет непрерывное делегирование.

Литература

1. Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. — М.: Дело, 2003. 272 с.

2. Календжян С. О., Беме Г. Система эффективного управления: В 3 тетрадях. Тетрадь 1: Теория и практика применения делегирования полномочий и ответственности: Учебные программы для руководителей и специалистов. — М.: МАКС Пресс, 2007. — 88 с. (Серия: «Евроменеджмент для России»).

3. Календжян С. О., Беме Г. Система эффективного управления: В 3 тетрадях. Тетрадь 2: Теория и практика применения делегирования полномочий и ответственности: Учебные программы для руководителей и специалистов. — М.: Высшая школа корпоративного управления АНХ, 2009. — 100 с. (Серия: «Евроменеджмент для России»).

С. Аветисян

Обратите внимание на наши тренинговые программы по развитию менеджерских навыков.

Статьи по теме: