Правила обмена рукопожатиями
Пожать руку? Элементарно! Мы делали это тысячи раз! Да, но количество не всегда переходит в качество. И тысячи раз мы повторяем ошибки. Радует то, что никогда не поздно остановиться и начать всё сначала, но правильно. Как? Сейчас узнаете!
Для проверки знаний вашему вниманию предлагается реальная ситуация. Пожалуйста, прочтите ее описание и выберите один вариант ответа.
Ситуация
Сотрудник «А» — грамотный специалист и очень коммуникабельный и доброжелательный человек. Руководитель отдела, в котором работает сотрудник «А», думает о его повышении и приглашает его на встречу с возможным будущим начальником. В силу того, что сотрудник «А» приветливый человек, войдя в кабинет своего руководителя, он широко улыбается, устно приветствует хозяина кабинета и первым протягивает руку для рукопожатия в положении ладонью вниз, смотря на свою руку в этот момент. Принимающее лицо отвечает на приветствие сотрудника «А», который задерживает руку хозяина кабинета в своей руке, продолжая энергично трясти ее.
Вопрос
Сколько ошибок сумел совершить за такое короткое время сотрудник «А»?
Варианты ответа
1.Три: он первым протянул руку для рукопожатия, смотрел на свою руку во время подачи руки и задержал руку партнера в своей руке.
2.Четыре: он первым протянул руку для рукопожатия в положении ладонью вниз, смотрел на свою руку во время подачи руки и задержал руку партнера в своей руке.
3.Шесть: он широко улыбался, первым протянул руку для рукопожатия в положении ладонью вниз, смотрел на свою руку во время подачи руки и, задерживая руку партнера в своей руке, продолжал энергично трясти её.
Правила обмена рукопожатиями
1.При приветствии первым руку подает старший по статусу младшему по статусу.
2.При равном статусе, но разном возрасте, если эта разница заметна, первым руку подает старший — младшему.
3.При равном статусе и возрасте или вне делового общения женщина первой подает руку для рукопожатия мужчине.
4.Если приветствие осуществляется между группами, то первыми рукопожатиями обмениваются между собой руководители групп. Затем участники групп устно приветствуют руководителей. Далее руководители могут подать руку членам делегации партнеров.
5.Обмениваясь рукопожатиями, сохраняйте осанку, держите приемлемую дистанцию, улыбайтесь, смотрите в глаза.
6.Регулируйте силу рукопожатия и его длительность.
7.Если, войдя в помещение, где находится несколько человек, вы решите обменяться рукопожатием с одним из них, по правилам этикета вы обязаны пожать руки и всем остальным вашим знакомым. Если это затруднительно – лучше ограничиться устным приветствием.
8.Рукопожатиями принято обмениваться дважды: при встрече и прощании.
9.В деловой обстановке обмениваться рукопожатиями рекомендуется и мужчинам, и женщинам.
10.Не принять протянутую вам руку – равносильно оскорблению.
11.Помните, что другие виды телесных прикосновений в деловой обстановке неуместны.
Рекомендуется | НЕ рекомендуется |
Использовать рукопожатие средней силы. | Слишком сильное или, наоборот, слишком слабое рукопожатие. |
Не задерживать руку партнера более чем на 2 -3 секунды. | Слишком долго задерживать руку партнера в своей руке. |
Пожать руку партнера с приятным давлением, но не трясти ее. | Трясти руку партнера. |
Контролировать положение ладони: она должна быть ровная, в боковой проекции, пальцы сомкнуты, а большой палец отведен. | Подавать руку партнеру в положении ладонью вниз (доминирующее рукопожатие, говорящее о властности человека) или вверх (бессознательное свидетельство готовности подчиняться). Подавать кончики пальцев. Захватывать запястье человека. |
Во время рукопожатия пользоваться только правой рукой (в т.ч. и левши должны подавать правую руку). | Использовать так называемый жест «перчатка», когда левая рука одного из партнеров охватывает правую руку другого (чаще всего выглядит самонадеянно или неискренне при первом знакомстве), дотрагиваться второй рукой до предплечья или плеча партнера, похлопывать человека по лопаткам и т.п. |
Подавать руку для рукопожатия без «барьеров», левую руку держать вдоль тела. | Протягивать руку через «барьер» (стол или порог), держать другую руку в кармане. |
Подавать руку для рукопожатия, подойдя к человеку на расстояние чуть больше вытянутой руки. | Идти навстречу человеку с вытянутой рукой. |
Подавать руку на уровне талии слегка согнутую в локте. | Подавать высоко поднятую или низко опущенную руку, подавать прямую руку или тянуть руку человека на себя. |
Смотреть своему визави прямо в глаза. | Обмениваться рукопожатием, смотря в сторону или разговаривая при этом с третьим лицом. |
Всегда при приветствии обмениваться рукопожатием стоя. | Обмениваться рукопожатием в положении сидя. |
Помните, наша задача – в первые же секунды встречи (в том числе с помощью правильного рукопожатия) сформировать у партнера положительное отношение и желание продолжить контакт. Не менее важно подать руку при прощании, поскольку в момент завершения встречи (особенно первой) после делового разговора партнеры становятся чуть ближе друг другу.
Тренер-консультант и эксперт по вопросам современного делового протокола и этикета
Оцените свои знания делового этикета, пройдите тест