Принятие решения – сложный процесс, с которым приходится сталкиваться управленцам разных уровней практически ежедневно. Управленческие решения нередко кардинально меняют курс развития, приводят к успеху или новым проблемам. Все зависит от того, что руководитель сделал, как подошел к устранению проблемы, вдумчиво ли он выбрал вариант ее решения, который и привел к определенному результату. Существует так называемое рациональное решение. В данном случае предполагается прохождение нескольких этапов, каждый из которых важен, чтобы не упустить самое важное или даже отдельные детали, способные изменить судьбу бизнеса.
Рациональное решение – что такое
Рациональное решение задачи – выбор одного варианта из нескольких или даже множества возможных. Оно продумано, подкреплено итогами объективного анализа, часто не зависит от опыта. Рациональное принятие решения подразумевает наличие цели, средств, причем они выбираются из имеющихся. Учитываются условия, при которых решается вопрос. Обдумываются возможные результаты, которые возникнут в будущем, то есть к чему приведет выбранный управленцем вариант. Рациональном решением является итог, получаемый при обстоятельном подходе. Достаточно непросто найти выход из создавшейся ситуации, сделав это правильно, исключив плачевные последствия.
Рациональные управленческие решения – этапы
- Постановка проблемы.
- Аналитика и диагностика.
- Формулировка и поиск вариантов.
- Процесс выбора из нескольких.
- Реализация принятого решения.
- Оценка, а также контроль.
Принимать рациональные решения непросто. Но если следовать вышеперечисленным этапам, понимая, что делается на каждой последующей стадии, то есть возможность найти верный путь из создавшейся на конкретный момент времени ситуации.
Первый этап – это определение проблемы. Перед тем, как предпринимать какие-либо действия, нужно осознать саму проблему, понять, какова она по масштабности и найти ее источник. Определение проблемы – важная стадия. Она подлежит оценке по итогу принятия того, что она существует, и уже пришло время ее устранить. Необходимо проанализировать все факторы, которые привели к появлению проблемы. Нужно собрать информацию, включая количественные показатели, чтобы полностью разобраться в том, почем такая проблема возникла. Причем важно учесть максимальное количество факторов. Вполне вероятно, что в процессе аналитики выявятся не только основные, но и дополнительные, которые также должны быть подвергнуты оценке.
После того, как проблема установлена, подверглась всестороннему анализу, необходимо перейти к следующему этапу – формулировке, поиску вариантов. Рациональный метод решения предполагает наличие нескольких путей, каждый из которых появляется по итогу аналитики имеющейся информации. Необходимо рассмотреть максимально большее количество альтернатив, оценив возможные затраты ресурсов, сроки выполнения, а также то, к чему может привести тот или иной вариант.
Самый сложный этап – процесс выбора из нескольких вариантов. За принятие экономически рациональных решений, других видов судьбоносных решений ответственность возлагается на руководителя. Поэтому принимать их непросто, но управленец обязан это делать. Потому что именно он занимает управленческий пост. По итогу оценки имеющихся моделей устранения проблемы выбирается наиболее рациональное решение.
После принятия начинается стадия реализации. На этом этапе привлекаются отдельные сотрудники или даже группы, которые должны снабжаться соответствующими ресурсами, о чем нужно подумать заранее. Так как без необходимых ресурсов невозможно решить любую, даже самую простую задачу. Далее рациональное решение проблемы предполагает контроль и оценку результата. Процесс реализации нужно контролировать, а по итогу следует оценить последствия принятого решения.
Ошибки при принятии рациональных решений
Итак, получено ли то, что ожидалось получить? Если да, то отлично. Но даже если результат оказался именно таким, какой и нужен был для решения конкретной проблемы, то всегда нужно оценить последствия и провести работу над ошибками. Управленцы не любят признавать ошибок, причем даже очевидных. А делать это нужно и, так сказать, проводить «разбор полетов», чтобы понять, где и как можно было сделать лучше, добившись большей эффективности в решении проблемы. Принимая рациональное решение, система анализа или другие моменты могли иметь дефекты. Ошибка могла возникнуть и на другой стадии. Важно найти и в дальнейшем использовать полученные данные для того, чтобы вновь ее не допустить.
В процессе разработки рациональных решений часто допускаются следующие ошибки.
- Проблема четко или вовсе не сформулирована, неправильно освещена для полного понимания.
- Проблема решается, но при этом не проведен ее комплексный анализ, пример — не оценены факторы ее появления.
- Не установлены критерии, по которым будет решаться проблемный вопрос.
- При выборе оптимального решения имеющиеся варианты подвергаются критике.
- Все предлагаемые варианты относятся к категории типичных, что часто ведет к дальнейшим проблемам.
- Не предпринимаются действия по началу процесса заново, если ни одно из решений не подходит для устранения имеющейся проблемы.
Заключение
При принятии рационального решения этапы, которые позволяют найти оптимальный выход из создавшегося положения, являются важной составляющей процесса, ведущего к определенным результатам. Нередко даже опытные управленцы упускают детали, не уделяют внимание той или иной стадии, причем причин тому бывает множества. Банальная нехватка времени может помешать пройти все этапы разработки рационального решения. Отлично, если результат оказался более-менее приемлемым. А если нет? Могут возникнуть новые проблемы, причем достаточно серьезные, которые потребуют для устранения больших сил и времени, ресурсов.
Конечно, сам процесс принятия рационального решения сложен и не каждый руководитель способен справиться с проблемой того или иного уровня. Но при желании можно научиться, например, пройти обучение на тренингах для руководителей. Как мы неоднократно говорили: «Было бы желание!». А если учесть, что от алгоритма действий начальника зависит дальнейшая судьба компании, организации, то не только желание нужно иметь, но и понимать, что руководитель – тот, кто управляет, и на ком лежит немалая ответственность. Во многих ситуациях требуется принятие решения на основе рационального подхода. И важно иметь все необходимые знания о правилах, принципах подхода и т.д. для того, чтобы делать это правильно.