Обучение – как пятое колесо в телеге. Не вижу смысла тратить на это время и деньги!
|
|||
«Уж сколько раз твердили миру…» Приблизительно в такой тональности хочется начать разговор всякий раз, когда речь заходит о вопросе: «Нужно ли обучение в компании? И зачем оно?». Мне, как человеку, связанному с бизнес-обучением не первый год, ответ на этот вопрос кажется очевидным.А какой довод (так, чтобы убедительно и ярко!) привести владельцу собственного бизнеса, когда от него слышишь: «Обучение – как пятое колесо в телеге. Не вижу смысла тратить на это время и деньги! » Услышала я и задумалась… Телега? Пятое колесо? А если продолжить эту метафору?Давайте представим, что бизнес – это автомобиль. Вы – водитель — руководитель компании. Вы владеете системой управления – рулем, педалями. У Вашего автомобиля хороший двигатель – сама идея бизнеса, в баке есть бензин – это Ваши финансовые и человеческие ресурсы; кузов автомобиля – это инфраструктура Вашей компании, колеса — это продажи; осветительные приборы и другая навигация – это маркетинг.Пока картинка складная. И где же здесь место обучения? Неужели запаска? Неужели в багажнике??? Не хотелось бы… Но ведь понятно, что это – не ведущий механизм бизнеса (хоть я и приверженец образовательной идеи), он не ценен сам по себе, и от него должна быть польза! Как там говорил собеседник? «Обучение – колесо…» Отлично! Пусть обучение будет колесом. Нет, алже не колесом, а резиной на этом колесе! Итак, может ли автомобиль двигаться без резины? Да! Можно ли развивать некую скорость? Вполне! Достаточно чтобы дорога была гладкой, по возможности – сухой, и чтобы на ней не было бы крутых поворотов. А если ехать не очень быстро, то все это вообще можно не брать в расчет!Добавим условий. Автомобилю нужно не просто двигаться, но прибыть из пункта А в пункт Б. Прибудет? Конечно! А если рядом еще один авто? И вы – уже участник гонки? И победителя на финише ждет награда? А у Вашего соперника на колесах пусть плохонькая, но все же резина? По-моему, метафора работает!Идем дальше. Итак, водитель принимает решение о приобретении резины для колес. Что необходимо чтобы это приобретение было максимально полезным? Я небольшой знаток в сфере авто, но, как говорится, с точки зрения здравой логики, предположу, что водитель должен знать технические характеристики автомобиля, особенности дороги, по которой предстоит двигаться, и сезонные условия. Определившись со своими потребностями и взвесив финансовые возможности, водитель определяет, какое из предложений на рынке ему более подходит. Что дальше? Дальше нужно спланировать: когда приобрести резину, когда «переобуть» машину, кто это сделает, какие инструменты понадобятся. Далее – реализовать план. И вот он воплощен в жизнь! Вы едете на совершенно ином автомобиле! Вас не трясет, автомобиль устойчив к заносам, это другая скорость, другие возможности! И, если предварительные расчеты оказались верными, а выбор правильным – какое-то время Вам вполне можно вообще не беспокоиться о том, что же дальше. Но если дальше – новый путь, иное дорожное покрытие, иные сезонные условия – необходимо внести коррективы в текущее положение дел и, возможно, запастись новым комплектом (пусть это будет особый комплект для зимы). Периодически будет полезным посматривать на новинки, появляющиеся на рынке; возможно, с их помощью Вы сможете улучшить управляемость автомобиля и повысить безопасность Вашего движения.Итак, картинка нарисована. И я знаю, что скажу в завершении оппоненту: «Подобно авто-картинке обстоит дело с обучением в бизнесе. Если у Вас нет конкурентов; если условия для ведения бизнеса близки к идеальным, а происходящие вокруг изменения никак на Вас не влияют — забудьте о бизнес обучении; оно для Вас, действительно, как пятое колесо в телеге. Но если это не так и Вы ищете ресурс развития бизнеса – задумайтесь о построении системы обучения Вашего персонала, она способна стать внутренним дополнительным ресурсом движения Вашего бизнеса.
А для того, чтобы обучение стало системой, Вам необходимо будет сосредоточить внимание всего на четырех простых вещах: Ну, и, конечно, Вам будет необходим тот, кто будет осуществлять контроль и координацию всех четырех процессов».И мой последний вопрос оппоненту: «Согласитесь, что человеку, который имеет дорогой, хороший автомобиль, едва ли придет в голову мысль экономить на покупке резины. Так почему Вы это делаете применительно к Вашему бизнесу?»Обратите внимание на наши тренинговые программы для специалистов по обучения и HR, которые могут вам помочь:
Статьи по теме:
|