Несколько дней назад в московском метро я услышала случайный разговор, который заставил меня обратиться к этой теме.
Двое молодых мужчин спорили о целесообразности использования традиционных бумажных визитных карточек в современном деловом общении. Один говорил, что с бумажной карточкой человек смотрится солиднее, другой утверждал, что это анахронизм и с развитием технологий традиционные карточки никому не нужны, поскольку являются «лишним хламом» (сохраняю терминологию автора) и, к примеру, он, получив такую карточку, при необходимости оставить контактную информацию фотографирует текст, а саму карточку сразу выбрасывает.
Да, действительно в наше время технологии, а вместе с ними — и средства связи развиваются стремительно. Но не спешите сбрасывать со счетов старую добрую классику. В этом споре я бы не стала занимать категоричную позицию. Ведь между чёрным и белым цветом есть бесконечное количество оттенков серого. На мой взгляд, очень важно быть современным и оперативно пользоваться «достижениями цивилизации», но при этом не забывать о проверенных способах коммуникации. Это как с одеждой: на основе базовых классических моделей можно легко формировать современные образы с помощью актуальных аксессуаров. И никаких противоречий – всё гармонично!
«Ретро-вариант» оправдан, как минимум, по двум причинам. Во-первых, данные в электронном виде в силу разных причин могут быть утрачены, и тогда бумажная карточка поможет восстановить контактную информацию. Во-вторых, бесспорно, что по внешнему виду визитной карточки можно сделать ряд важных и всегда очень информативных выводов о её владельце.
Европейская и российская деловая практика показывает, что в большинстве случаев традиционные бумажные карточки не сдают позиций. В моей практике общения с иностранцами были случаи, когда у партнёра не оказывалось с собой визитной карточки. И тогда человек извинялся и обещал прислать отсканированный вариант и позднее сдерживал своё слово, при том, что блок подписи в электронной переписке почти полностью дублирует информацию, размещённую на визитной карточке.
Современные технологии дают возможность представителям ряда профессий иметь мини-видео для самопрезентации, называемые видеовизитка, что неверно, т.к. термин «визитка» означет только форму одежды для дневных светских официальных мероприятий.
Виды визитных карточек
- Корпоративная визитная карточка – без именного блока
- Представительская визитная карточка – без персонального адресного блока
- Персональная деловая визитная карточка – с именным и персональным адресным блоком
- Светская визитная карточка (для неформальных контактов, когда упоминание должности неуместно) – только именной блок
- Личная визитная карточка – любая информация, которую владелец карточки считает нужной разместить
Правила обмена визитными карточками
- В стандартных ситуациях делового общения визитную карточку вручает младший по статусу старшему по статусу, гость — хозяину. Исключением является встреча с клиентом, иностранным гостем или с партнерами во время деловых переговоров, когда вы – принимающая сторона
- При равном статусе – младший по возрасту вручает визитную карточку старшему
- Получив визитную карточку, внимательно прочитайте указанные на ней сведения и аккуратно уберите карточку в визитницу. После этого мужчины обычно кладут визитницу в один из левых внутренних карманов пиджака или в портфель, а женщины в дамскую сумку
- Если вы познакомились с двумя-тремя партнёрами одновременно, чтобы не ошибиться при обращении к ним, можно оставить их визитные карточки на столе, но следите, чтобы количество выложенных перед вами карточек не было похоже на пасьянс
- В ответ следует вручить свою визитную карточку (желательно персональную деловую)
- Никаких пометок на визитной карточке в присутствии человека, вручившего её вам, делать не следует
- Помните, что визитными карточками принято обмениваться в начале, а не в конце встречи, иначе это может быть воспринято как отсутствие изначального интереса к знакомству с деловым партнёром
Рекомендуется | НЕ рекомендуется |
В большинстве случаев визитную карточку вручать правой рукой таким образом, чтобы можно было легко прочитать текст. | Вручать визитную карточку партнёрам из ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона правой рукой (лучше двумя руками). |
При вручении карточки контролировать свое невербальное поведение: взгляд в глаза партнёру, легкая улыбка. | Не смотреть на делового партнёра в момент вручения визитной карточки. |
Если вы имеете дело с иностранцем или ваше имя или фамилия труднопроизносимы, при вручении карточки внятно произнести свое имя и фамилию. | Вручать карточку молча. |
Если во время деловой встречи с партнёром вы оставите визитную карточку на столе, чтобы не ошибиться при обращении к человеку по имени, не забудьте забрать её при завершении встречи. | Оставлять визитные карточки на столе после встречи. |
Контролировать внешний вид своих визитных карточек. | Давать мятую или испачканную визитную карточку. |
Отнестись бережно к полученной от партнёра визитной карточке. | Мять чужие визитные карточки, вертеть в руках на глазах у их владельцев или небрежно сунуть в карман после получения. |
Хранить визитные карточки в визитнице. | Хранить визитные карточки во внешнем боковом кармане пиджака или платья. |
Помните, что у всех руководителей компаний и организаций, а также сотрудников определённого статуса всегда должно быть с собой необходимое количество визитных карточек. Недопустимо присутствовать на официальных встречах и переговорах без визитной карточки.
Мы не несём ответственности за то, что с нашей карточкой сделает партнёр после встречи, но точно знаем, что, вручая визитную карточку при знакомстве, демонстрируем своё расположение, доверие и желание продолжить общение.
Тренер-консультант и эксперт по вопросам современного делового протокола и этикета
Оцените свои знания делового этикета, пройдите тест