Коммуникация в процессе управления

 Статьи    

коммуникация в процессе управленияКоммуникация в процессе управления

Коммуникация – процесс обмена информацией, знаниями, опытом, способностями и результатами деятельности посредством общей системы символов; функция управления.

В отдельных актах коммуникации реализуются следующие функции: управленческая, информативная, эмотивная (связанная с экспрессивной стороной общения, эмоциями), фатическая (связана с установлением контактов). Исходной является управленческая, т.к. в ее рамках коммуникация реализует свой побудительный характер – убеждение, внушение, приказ, просьба. Тоесть коммуникация – это специфическая функция управления, представляющая собой умение особого рода и требующая определенных управленческих знаний и навыков. Как одна из ключевых функций управления она проявляется в наибольшей степени в маркетинге, управлении персоналом, политическом и социальном инжинеринге, международных отношениях.

Для того, чтобы коммуникация была эффективной, необходимо, чтобы объект управления среагировал на попытку общения – понял, принял и запомнил суть послания.

Центральным звеном схемы является рекламное послание, которое представляет отправителя (коммуникатора) аудитории и потенциальным потребителям. Для формирования эффективной коммуникации отправитель должен четко определить ее цели, правильно выделить целевую аудиторию и уяснить желаемую ответную реакцию.

Коммуникационное послание облечено в конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую) и поступает к получа­телю через конкретный канал коммуникации. Послание много­образно по форме — от выкриков глашатаев до спутниковой трансляции. Наиболее важным в рекламном послании являются содержание, форма, цвет, закономерность восприятия, различия в языке и культуре. Структура рекламного послания — это поиск трех решений: 1) сделать ли в обращении четкий вывод или пре­доставить это сделать аудитории; 2) изложить ли только аргумен­тацию «за» или предоставить также доводы «против»; 3) когда приводить наиболее веские аргументы — в начале или в конце послания.

Кодирование понимается как процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде текс­тов, символов и образов. Расшифровка, соответственно, — это процесс получения идеи коммуникации, причем не всегда адек­ватный. Особенно важна цепочка «кодирование — расшифровка» при работе на зарубежную аудиторию. Различия в национальном менталитете, иерархии культурных ценностей могут вызвать в разных странах различные реакции.

Получатель (адресат) — это та целевая аудитория, которой предназначено рекламное послание.

Ответная реакция — это набор откликов получателя, которые возникают в результате контакта с обращением.

Обратная связь является частью ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя. Именно через об­ратную связь весь рыночный механизм подпитывается информа­цией, без которой многие действия оказываются необоснован­ными и умозрительными.

Термином помехи обозначаются незапланированные искаже­ния или барьеры при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды. Различают помехи физические, психо­логические, семантические. Следует подчеркнуть, что роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправитель информации) и пас­сивные (получатель информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпре­тировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут меняться ролями в ходе коммуникационно­го процесса.

В процессе коммуникации реализуются и другие взаимозави­симости:

отправителю необходимо заранее идентифицировать лич­ность того, кому он хочет отправить сообщение, и, следователь­но, ему необходимо знать, как получатель (аудитория) будет его интерпретировать (для этого необходимы рыночные исследова­ния);

отправителю необходимо удостовериться, что его сообщение не только получено, но и должным образом понято. Этому спо­собствует сбор и анализ рыночной (маркетинговой) информа­ции;

отправителю необходимо убедить получателя, что сообщение заслуживает внимания, а само оно должно иметь форму и быть написано на том языке, который получатель может понять;

сообщение должно восприниматься даже в условиях помех (шума) в канале, а обратная связь должна интерпретироваться правильно.

Можно выде­лить несколько общих факторов эффективности коммуникации1:

1.Чем большей монополией обладает источник коммуника­ции, тем выше вероятность положительного отклика получателя.

2.Коммуникация более эффективна в случаях, когда обраще­ние соответствует мнениям, убеждениям и предпочтениям полу­чателя.

3.Степень воздействия обращения повышается, если адресат увлечен или интересуется темой обращения.

4.Коммуникация будет более успешной, если источник счи­тается профессиональным, обладает высоким статусом, если из­вестны его цели и ориентация, особенно в том случае, если источник пользуется большим влиянием аудитории и легко идентифицируется

5.При любой коммуникации необходимо учитывать социальный контекст, который всегда влияет на восприятие.

Обратите внимание на наши тренинговые программы: 

Статьи по теме: