Коммуникация в деловом общении
Редко какой вид предпринимательства возможен без общения с контрагентами, клиентами, партнерами, потребителями, сотрудниками, представителями общественности, государственных структур.
Поэтому весьма важны сегодня коммуникации в деловом общении.
Деловое общение являет собой сложный многоплановый процесс развивающихся контактов между людьми в бизнесе, на работе, в служебной сфере.
Его участники ориентированы на достижение определенных целей, конкретных задач. При этом они ограничены корпоративной этикой, бизнес-культурой, нормами делового поведения.
Иными словами, коммуникации в деловом общении, как совокупность речевых актов, действий, могут быть направлены на решение конкретных проблем, достижение необходимых результатов, на основе общих интересов, целей общающихся.
Виды и уровни коммуникации:
- формальные, определяемые правилами, политикой, должностными инструкциями (по формальным каналам). Подвиды:
- вертикальные (сведения передаются сверку вниз, или снизу вверх с уровня на уровень), подразделяются соответственно на:
- восходящие и нисходящие;
- горизонтальные, осуществляемые между одноуровневыми подразделениями. Предназначены для координации их деятельности;
- внешние — между фирмой и средой (через рекламу с потребителями; посредством письменных актов с государственными органами; публичная информация);
- неформальные, не следующие общим корпоративным правилам, осуществляемые по неформальным каналам, которые наличествуют в силу личных отношений, связей между сотрудниками. Канал распространения слухов;
- межличностные, осуществляемые посредством передачи фактов, идей, намеков, восприятий, ощущений, эмоций, отношений от одного человека другому в целях получения в ответ желаемой реакции;
- вербальные (словесные), невербальные (без слов).
Деловое общение также дифференцируется на:
- письменное (деловая корреспонденция, документация),
- устное (деловая речь).
Оно следует ряду общепринятых норм, правил, как речевого плана (речевого этикета), так и общеповеденческого (делового этикета).
Деловая коммуникация возникает всегда в определенном контексте и, соответственно, оказывается зависимой от него.
Конкретная ситуация, характер поставленных целей, количество участников, уровни взаимодействия, наделяют ее особенностями, которые позволяют выделить формы ее проявления. К таковым относятся:
- деловое совещание,
- деловая беседа,
- презентация,
- деловое публичное выступление.
Потенциально эффективной и наиболее благоприятной формой коммуникации в плане убеждения собеседника, получения его поддержки по существующему вопросу, конкретной проблеме, является диалогическая форма деловой беседы.
На пути построения эффективных коммуникаций часто возникают различные барьеры.
Зная о наличии возможных (потенциальных, наиболее распространенных) препятствий, управленцы должны стараться профилактировать их (предотвращать возникновение) или же и планировать, искать оптимальные пути их преодоления, обхода, удачного маневрирования.
Для организации налаженной коммуникационной сети в компании, отдельных подразделениях, звеньях следует правильно использовать коммуникационные ресурсы и формировать контакты.
Таким образом, коммуникации в деловом общении являются важным современным элементом бизнеса, без которых невозможны ни внутренние, ни внешние связи, необходимые для предпринимательства контакты.
Обратите внимание на наши тренинговые программы:
- Эффективная коммуникация в команде
- Письменная коммуникация. Стандарты деловой переписки
- E-mail переписка в бизнесе. Управляйте деловыми отношениями
- E— mail переписка с партнерами. Непростые ситуации (продвинутый ур.)
- Деловые письма. Имидж и деловые интересы
Статьи по теме: