- Что это такое
- Влияние на рабочие процессы
- Зачем нужно
- Важные навыки
- Что ухудшает коммуникацию
- Как развить
- Заключение
Эффективная коммуникативность важна в разных сферах жизни, особенно в профессиональной. Она дает возможность быстрее и легче находить общий язык с различными людьми, договариваться, вести успешные переговоры, контактировать с коллегами, клиентами, партнерами по бизнесу. Что такое коммуникативные навыки? Почему их нужно развивать? Какие навыки коммуникации – самые важные для тех, кто желает продвинуться по карьерной лестнице и даже просто работать в позитивной атмосфере?
Коммуникативные навыки – что это
Навыки коммуникации – способность не только принимать, но и передавать информацию другим людям. Многие подумают, что сложностей в таком деле не существует. Однако, как показывает практика, трудности возникают при непосредственном общении в определенных сферах жизни, в частности, в профессиональной. Суть заключается не только в том, чтобы уметь обмениваться полученной информацией, но и обладать способностью точного выражения своих мыслей, в том, чтобы не просто слышать, а понимать собеседника, спокойно реагируя на то, что он говорит, уметь оценивать сказанное.
Если человек, работающий в той или иной области, обладает коммуникативными навыками, причем не первоначальными, а именно развитыми, то он всегда востребован в сфере своей деятельности. Способность к общению, при котором отсутствуют недомолвки и конфликты, есть умение решать любые вопросы, приводит к тому, что получается продуктивнее работать. Продуктивная деятельность сотрудников – это всегда благо для любой компании. Она процветает и развивается. Независимо от рода работы, необходимо развивать навыки коммуникации. Причем делать это необходимо не для своего работодателя, а для себя самого, чтобы достичь лучших результатов в саморазвитии.
Навыки коммуникативной деятельности – влияние на рабочие процессы
Существует немало областей, где без навыков коммуникативной деятельности вообще не обойтись, так как они влияют на рабочие процессы.
- Общение с сотрудниками.
- Работа с клиентами.
- Взаимодействие с коллегами.
- Принятие решений.
- Урегулирование непростых ситуаций.
Доказано, что навыки коммуникации напрямую влияют на эффективность бизнеса. Потому что люди, обладающие развитой коммуникативностью, эффективнее общаются с клиентами, находят общий язык с теми, с кем они работают, умеют вдохновлять других. Им проще создавать успешные команды. Они не боятся внедрять изменения, умеют принимать решения, от которых зависит развитие любой деятельности. К тому же такие сотрудники способствуют тому, что персонал компании трудится в позитивной обстановке, и это тоже способствует достижению высоких результатов в работе.
Развитие коммуникативных навыков – зачем это нужно
Развивать навыки коммуникации в бизнес сфере нужно, потому что это способствует:
- Развитию личности;
- Повышению продуктивности;
- Умению находить выход из конфликтов;
- Совершенствованию деловых связей.
Если развивать навыки коммуникативности, то получится не только лучше понимать других, но и себя самого. Получится решать проблемы, возникающие в общении с клиентами, партнерами, коллегами. Развитые, такие навыки всегда приводят к личностному и профессиональному росту. С их помощью проще добиться рабочей продуктивности, донести до окружающих нужную информацию и такую же нужную информацию принять, оценить и тоже передать по необходимости. Усовершенствованная коммуникация позволяет находить выход из конфликтных ситуаций, делать выводы.
Важные навыки коммуникации
Самые важные, нужные для работы – это:
- Умение устанавливать контакт;
- Не только слушать, но и слышать, что говорят;
- Способность приводить аргументы, убеждать;
- Умение задавать вопросы;
- Навык, позволяющий успешно презентовать продукт, услугу, идею;
- Уметь справляться с возражениями, сопротивлениями;
- Вести продуктивную обратную связь.
Есть особенности коммуникативных навыков, перечисленных выше. Такие особенности заключаются в результате того или иного умения. Рассмотрим их подробнее.
Любой разговор начинается с того, что устанавливается контакт. Важно проявить заинтересованность в общении, чтобы расположить собеседника к дальнейшей коммуникации. Нужно развивать навык успешного установления контакта, чтобы обеспечить не только эффективность, но и продолжение разговора. Его необходимо развивать, так как он является важным инструментом общения на совещаниях, деловых встречах и прочих мероприятиях рабочего характера.
Второй коммуникативный навык очень важен, и это не просто слова, а доказанный факт. Можно слушать то, что говорит собеседник, но не слышать его. В результате возникают недомолвки, недопонимания, которые в мире бизнеса допускать нельзя, так как дело может обернуться совершенно не так, как ожидалось. Умение слышать – важный фактор эффективного общения, способного привести к нужным результатам, причем не только для одной, но и для всех сторон, участвующих в разговоре.
Коммуникативные навыки и общение – взаимосвязанные понятия. Чтобы добиться результата при общении, нужно уметь приводить аргументы и убеждать. Должна присутствовать ясность выражаемой мысли, сопровождаемая понятными доводами. Аргументы нужно приводить разные – соответствующие конкретному разговору. Умение аргументировать сказанное способствует убеждению, а для бизнеса, как мы знаем, очень важно уметь убеждать собеседника, будь то заказчик или деловой партнер.
К навыкам эффективной коммуникации относится умение задавать вопросы. Именно с помощью вопросов легко узнать о потребностях собеседника. Такое умение активно используется в продажах. Однако, как показывает практика, оно важно и для других сфер. Потому что ответы, полученные на заданные вопросы, позволяют строить продуктивный диалог. Задавать вопросы необходимо, потому что они позволяют:
- Получить ценную для задающего вопросы информацию;
- Стимулировать не только аналитическое, но и критическое мышление;
- Находить выход из проблемной ситуации;
- Устанавливать контакт, связь с собеседником.
Достаточно развитые навыки коммуникации – это основа ведения успешного бизнеса, выполнения любой работы. Особенно важно обладать умением проведения результативной презентации проекта, продукта, услуги и т.д.Освоение такого навыка позволяет параллельно научиться аргументировать, отвечать на порой весьма непростые вопросы, структурировать информацию и даже стать искусным оратором.
Развитие навыков коммуникации, таких как умение справляться с возражениями, сопротивлениями – важнейшая составляющая успешного достижения цели. Возражения могут исходить не только от клиентов, но и коллег, а также партнеров по бизнесу. Причин тому может быть множество, и в каждом случае нужно учиться противостоять, но не рьяно сопротивляться, а находить пути решения, которые устраивают все стороны диалога.
Навык, который обеспечивает обратную связь, особенно важен для представителей руководящего состава. Необходимо сделать так, чтобы подчиненные знали, что им всегда ответят на их вопрос, помогут решить их проблему. И для сотрудников важно обладать таким умением. Ведь приходится общаться с коллегами, с которыми тоже нужно налаживать коммуникативные связи. Обратная связь – это нужный элемент успешной коммуникации персонала. Она обогащает взаимодействие людей, работающих в одной компании, способствует улучшению работы в целом.
Что ухудшает коммуникацию
Развитие коммуникативных навыков – это, по сути, необходимость, если цель добиться поставленной цели. Однако может происходить и обратное – коммуникация ухудшается. Пример – использование манипуляции. Один собеседник оказывает психологическое давление на другого собеседника, принуждая принять нужное ему решение. Причем используется обман, что вообще не допустимо в бизнес кругах, так как репутация имеет очень большое значение. С помощью манипуляций и обмана можно добиться своей выгоды, однако такой успех будет иметь кратковременный результат. Последствия не заставят себя ждать. Оценка будет соответствующей.
Пассивная агрессия тоже способна ухудшать коммуникацию. Вроде бы человек согласен со всем предложенным, но внутри него прячутся негативные эмоции. Безусловно, есть ситуации, когда нужно согласиться с тем, что предлагается. Однако негатив, который скрывает человек, способен не только в будущем разрушить его самого, но и нанести вред дальнейшему взаимодействию, общению. Необходимо отрыто подходить к решению различных вопросов, имея понятные аргументы в запасе, задавая вопросы, чтобы получить ответы, которые помогут сориентироваться в ситуации.
Как развить коммуникативные навыки
Формирование коммуникативных навыков, по сути, происходит еще в детстве человека. Их развитие, как правило, приходится на период взрослой жизни. Понятно, что нужно еще и желание этим заниматься. Однако, если оценить потребность в эффективной коммуникации в профессиональной сфере, то придется принять тот факт, что нужно заниматься развитием навыков коммуникации. Какие шаги нужно предпринять?
Существует немало методик, рекомендаций, позволяющих заниматься саморазвитием, в том числе такие, которые дают возможность улучшить коммуникативность. Есть возможность пройти специализированное обучение коммуникативным навыкам, что более действенно, но при условии участия специалистов, имеющих нужные знания и опыт преподавания. Хорошее решение – обучение на тренинге коммуникативных навыков, который проводится профессионалами в сфере бизнес общения. В этом случае можно гарантировать, что эффект от обучения будет именно таким, какой ожидается обучающимся.
Заключение
Каждый из нас имеет определенный уровень коммуникативных способностей. Но не всегда он соответствует профессиональным потребностям. Современные эффективные методы, средства развития умения коммуницировать дают возможность улучшить ситуацию. Можно обучиться на курсах, тренингах и улучшить ключевые навыки, причем не только коммуникации, но и общения, так как они необходимы для решения рабочих вопросов. Кроме того, это способствует и саморазвитию личности. Даже наличие основных умений, которые позволяют правильно общаться, выстраивая коммуникативные связи с коллегами, клиентами, партнерами, дает возможность добиваться лучших результатов. Независимо от должности, компетенции, коммуникативные навыки являются своего рода двигателем любых рабочих процессов.