«Каждый выбирает по себе…»
К вопросу о корпоративной культуре
Автор: | Тамара Воротынцева, Директор по развитию Тренинговая компания «Бизнес Партнер» |
Источник: | http://www.training-partner.ru |
Обучение персонала – сейчас задача модная и популярная в большинстве российских и во всех зарубежных компаниях. Действительно, кто же будет спорить с тем, что кадры необходимо учить и что с профессионализмом сотрудника растет его эффективность?! И рынку обучения, как говорится, есть что предложить: глаза разбегаются от предложений по профессиональному дополнительному образованию, курсам повышения квалификации, бизнес-тренингам по продажам, менеджменту, маркетингу, финансам и т. д…Представьте себе ситуацию: вы едете отдыхать. Предвкушаете, как классно проведете время на море! Компания приятелей подбирается новая и интересная! Но с первого же дня все идет не так, как вам ожидалось: вы любите рано вставать, идти на море, когда воздух наполнен еще утренней свежестью, пляж почти пуст, гладь моря тиха и прозрачна, и можно спокойно лежать на волнах, наслаждаясь утренней умиротворенностью. А ваши друзья уговаривают вас не вскакивать по утрам ни свет, ни заря. Они любят всласть выспаться, появляются на пляже когда там трудно найти свободное местечко, любят поваляться на самом солнцепеке и испытывают дикий восторг от шумных плесканий. В еде вы предпочитаете овощи и хорошую рыбу, а ваши приятели – очень уважают фаст-фуд три раза в день. Вам интересно получить новые впечатления, и вы с удовольствием бы отправились на экскурсию, но вся компания решает сделать вылазку на ближайший вещевой рынок, зовет вас с собой и обещает обидеться, если вы откажетесь. С каждым днем вы все больше чувствуете, что ваши представления о хорошем отдыхе в корне не совпадают. Вы пробуете подстроиться под компанию – и расстраиваетесь, что не получаете желаемого удовольствия от поездки. Вы пробуете делать то, что вам хочется и не зависеть от компании – и видите, что это начинает раздражать ваших знакомых. Отдых не складывается. А ведь все могло быть иначе…Нарисованная мною картина метафорически отражает один из возможных вариантов соприкосновения молодого сотрудника и корпоративной культуры компании.Как понять культуру компании? Как «вписаться» в нее? Является ли корпоративная культура неотъемлемой частью любой организации или есть ли компании, в которых ее нет? Каков допустимый предел в расхождениях ценностей?
Прежде чем ответить на перечисленные вопросы и дать выпускнику вуза практические советы и рекомендации, как не ошибиться с корпоративной культурой компании-работодателя, давайте проясним принципиальный момент. Что такое корпоративная культура? Корпоративная культура — это система ценностей, принципов, морально-этических норм и убеждений, в соответствии с которыми компания осуществляет свою деятельность. Компания с корпоративной культурой – это компания, имеющая свою бизнес-идею и свою четко обозначенную идеологию. По степени наличия и оформленности корпоративной культуры условно можно выделить три типа компаний. 1. К первому условному типу отнесем компании с ярко очерченной корпоративной культурой. В таких компаниях четко прослеживается их стремление создать из сотрудников команду, члены которой имеют «одну группу крови» и нацелены на решение общих задач. В компаниях определены ценности, установлены нормы и правила, регламентирующие поведение сотрудников, есть свои герои – конкретные люди, являющиеся эталоном в проявлении установленных норм. Важным моментом является то, что положения корпоративной культуры имеют формальное закрепление: в декларации о миссии и ценностях компании, в корпоративном кодексе, стандартах и пр. В компаниях действуют инструменты продвижения корпоративной культуры (символика, традиции, ритуалы). Есть систематический инструмент оценки и вознаграждения за соответствие корпоративной культуре. Параметры оценки предельно четко обозначены. Постулаты корпоративной культуры связаны с процессами подбора, оценки персонала, влияют на карьерный рост сотрудника. Итак, корпоративная культура условно 1-го типа предприятий:
2. Второй тип составляют компании, в которых также явно присутствует корпоративная культура, ощутим дух и своеобразие. Существуют корпоративные ценности. Есть понимание идеологии своего бизнеса. Есть традиции и ритуалы. Есть свои герои. Но моральное и материальное поощрение сотрудников за соответствие корпоративной культуре носит эпизодический характер. Формализации культуры еще не придается большого значения. Отсутствует отлаженный механизм оценки кандидатов и сотрудников на соответствие корпоративным стандартам. Итак, корпоративная культура условно 2-го типа предприятий:
3. К третьему типу можно отнести компании, в которых корпоративная культура как таковая отсутствует вовсе. Здесь нет единых представлений о том, каких ценностей надо придерживаться, нет мнения о том, какого типа сотрудник важен для успешного бизнеса, какие морально-этические нормы следует соблюдать при взаимодействии с внутренним и внешним клиентами и пр. Корпоративная культура условно 3-го типа предприятий:
Как вчерашнему выпускнику вуза распознать эти типы и чего ждать от каждого из них? Ключевыми моментами в процессе знакомства с корпоративной культурой компании могут быть три момента:
Посмотрим на компании под этим прицелом. Компании первого типа. 1. Предварительное знакомство. 2. Прием на работу. Обратите внимание, как формулирует такая компания требования к соискателю. Наряду со стандартным требованием наличия определенного образования и квалификации, непременно будут обозначены требования к поведенческим навыкам, как то: умение работать в команде, коммуникабельность, ориентация на результат или др. Компания-работодатель заинтересована, чтобы к ней пришли «свои» люди, которым легко будет «вписаться» в корпоративную культуру данной команды. Будьте готовы к тому, что вам предложат пройти не одно, а два, а, может быть, и три интервью. В ходе одного из них вам обязательно будут задавать вопросы, которые, на первый взгляд, вам могут показаться совсем не относящимися к предмету трудоустройства. Например, просьба привести пример, когда вы в последний раз сталкивались с каким-то чрезвычайно сложным для вас заданием, вопрос о том, кто вам при этом помог, как вы на это реагировали и пр. Компания пытается понять, насколько вы «придетесь ко двору», «впишетесь» в коллектив сотрудников, соответствуют ли ваши внутренние установки, убеждения, принципы нормам и ценностям, принятым в компании. Безусловно, ваши профессиональные знания будут также учтены. Но принимать на работу вас будут по совокупности качеств: профессиональных и личных. Принцип подбора персонала у одной из крупнейших международных корпораций JTI звучит так: «Мы принимаем за отношение и учим навыкам». 3.Период адаптации. Компания второго типа. 1. Предварительное знакомство. 2.Прием на работу. 3.Период адаптации. Компания третьего типа. 1. Предварительное знакомство с корпоративной культурой компании третьего типа невозможно в силу отсутствия таковой. Сайт компании может содержать много информации, но даже признаков нужного вам аспекта вы там не найдете. 2. Прием на работу. 3. Период адаптации на рабочем месте. Вообще, все три типа компаний и их корпоративную культуру можно представить в виде вокалистов, исполняющих песню. Песня первой компании оформлена как нотная партитура. Ее поет хор. Но и любой человек (знакомый с нотной грамотой) может, взяв ноты, составить представление об этой песне: понять, насколько ему подходит ее характер и темп; позволяют ли его голосовые возможности воспроизвести вокальный диапазон мелодии и пр. Песню второй компании еще не положили на ноты. Она уже есть, ее здОрово поют. Но разучить ее можно только вместе с теми исполнителями, которые ее знают. Песня третьей компании еще не сложена. Можно услышать отдельные звуки, отдельные слова и рифмы, но что из них в конце концов получится – пока неизвестно. Итак, что же можно посоветовать выпускнику вуза, размышляющему о проблеме совпадения/несовпадения с потенциальным работодателем? Совет первый. Определитесь, в какой компании вам хотелось бы работать? Везде есть свои «плюсы» и свои «минусы». Компания первого типа предсказуема и надежна. Корпоративная культура в ней сильна, поколебать ее практически невозможно: она ищет «своих» людей, которые вливаются в единую команду и работают согласно установленным нормам и стандартам, как надежные винтики в могучей системе. Если вы ошибочно попадете в такой мощную, но «не свою» компанию – вам придется нелегко. Второго типа компания также ищет «своего» сотрудника, но, поскольку отсутствуют инструменты оценки кандидата, вероятность «попасть не в ту команду» резко возрастает. Но, как я уже сказала, человек очень быстро (в течение нескольких недель) поймет куда он попал и сможет принять решение насколько это ему подходит. С третьей компанией вы просто не можете не совпасть в ценностях ввиду отсутствия таковых. Здесь вам придется ориентироваться на ценности вашего непосредственного руководителя. И вопрос совпадения Ваших ценностей и его — может стать ключевым. Поэтому, для Вас важно выяснить это на этапе собеседования. Не бойтесь говорить о том, что Важно для Вас и спрашивать о том, какие качества ценит ваш потенциальный начальник! Совет второй. Не «ломайте» себя в процессе трудоустройства и работы. На вопрос: какова степень допустимого предела в расхождении ценностей между компанией и сотрудником – невозможно дать универсального ответа, за исключением одного: степень допустимого излома у каждого человека индивидуальна. Индивидуальны и обстоятельства, при которых каждый из нас выбирает работу. Если у вас престарелые родители, маленькие дети или другие обстоятельства, требующие гарантированного материального дохода, вопрос о корпоративной культуре компании, предлагающей привлекательную для вас заработную плату, временно может для вас отойти на второй план. Если же вопрос совпадения по ценностям для вас принципиален – ищите «свою» компанию. Ведите себя в этом поиске естественно, не пытайтесь казаться перед работодателем лучше, чем вы есть. Любая ложь на этапе знакомства чревата разочарованиями. Если интервью с вами будет проведено грамотно, и при этом вы будете сами собой – вы либо попадете в «свою» компанию со всеми вытекающими из этого благами, либо избежите работы с «чужими» для вас людьми. Совет третий. Не воспринимайте как трагедию отказ работодателя, который при первоначальном знакомстве пришелся вам по душе. Посмотрите на ситуацию с другой стороны: вы не попали на работу в коллектив, чуждый вам по своим принципами и внутренним убеждениям (вспомните картинку с отдыхом на море). Работодатель, тщательно отбирающий соискателей, лучше знает культуру компании изнутри. Отказывая вам в трудоустройстве, он избавляет вас от мучительного несоответствия тем требованиям, которые вам чужды. Представьте себе ситуацию: вы – человек, предпочитающий стабильность и предсказуемость в работе, вы настроены на улучшение и оттачивание своей работы, для вас важно заранее знать, чем вам предстоит заниматься завтра, какие ресурсы будут в вашем распоряжении, по каким показателям будут оценивать вашу работу и пр. А компания делает ставку на постоянные изменения и инновации. Что это означает для вас? Это значит, что регламенты, по которым организуется ваша работа, будут постоянно меняться. Сегодня вы делаете одно, а завтра – другое. Вчера вы взаимодействовали с одними людьми, сегодня – с другими, а завтра – с третьими. Сегодня вы используете в работе одно программное обеспечение, а завтра компания принимает решение о переходе на другое. И так далее. Будете ли вы рады пребывать в таком, не свойственном вам, цейтноте? Или скажете спасибо за то, что вас уберегут от него? Ответьте на этот вопрос сами. Совет четвертый. Ищите и найдете! На рынке множество компаний, которые отличаются друг от друга по ценностям и требованиям к сотрудникам. Я уверена, что при достаточном упорстве вполне можно рассчитывать на интересную работу с адекватным вознаграждением и без ломки себя любимого! Удачи вам в вашем поиске! Обратите внимание на наши тренинговые программы:
Статьи по теме:
|
|
Весь материал, представленный на данной странице, предназначен исключительно для ознакомления. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее. |