
- Что такое
- Механизмы создания
- Поведенческая модель руководителя
- Что учесть
- Как внедрять среду инноваций
- Заключение
Конкуренция – один из факторов, которые заставляют бизнес расти и развиваться. В современном коммерческом мире количество конкурентов не уменьшается, а увеличивается. Создание инновационной среды организации дает возможность выбиться в лидеры. Потому что такая среда позволяет внедрять инновации, которые способствуют ускорению развития компании. Этот процесс имеет свои особенности и механизмы, а также требует грамотного подхода, что довольно сложно в условиях современных реалий и налаженной деятельности.
Что такое инновационная среда
Инновационная среда организации – комплекс условий, как внутренних, так и внешних, создающих возможности для эффективного создания, а также последующего развития и внедрения различных инноваций. Создание инновационной рабочей среды – непростое дело, но именно такой подход позволяет компаниям задействовать весь свой потенциал и даже привлечь новые ресурсы, чтобы вести успешный бизнес в мире сильных конкурентов.
К внутренним условиям относятся:
- Стратегические подходы, цели организации, направленные на инновации;
- Ресурсы различного характера, включающие не только финансы;
- Организационную культуру, выполняющую поддержку творческих идей, изменений;
- Определенный вид деятельности, который направлен на создание и реализацию новых идей, технологий.

Внешние условия – все то, что находится за пределами компании.
- Существующая инновационная система.
- Условия рынка и потребности покупателей, заказчиков.
- Законодательство, способное поддержать создание инновационной среды организации.
- Знания, существующие технологии, которые позволяют разрабатывать новые идеи.
Инновационная среда дает возможность выполнять исследования, разрабатывать новые продукты, по-новому подходить к управлению бизнесом, создавать что-то новое и делать из этого то, что сразу же становится востребованным на рынке. За счет инновационной среды компаниям удается выходить на новый уровень развития и успешно обходить своих конкурентов, так как они способны привлекать потребителей чем-то, что ни у кого просто-напросто нет.
Механизмы создания инновационной среды
- Мотивация.
- Подготовка персонала.
- Вовлечение.
- Управление знаниями.
Среда инновационного развития требует мотивации. Последняя может выражаться в премировании, в выделении грантов на разработку новых решений. Путем инноваций можно стать частью международного сообщества и получить от него поддержку. Хорошим мотивационным инструментом зачастую становится публичное признание достижений. Карьерный рост также стимулирует к разработке новых идей.
Механизмом организации инновационной среды также является подготовка персонала. Важно правильно отобрать сотрудников, которые справятся с поставленными задачами. Необходимо организовать обучение, повышение квалификации отобранных работников. Следует обеспечить обмен опытом, наставничество, дать возможность самообразовываться, стажироваться по конкретным направлениям.
Инновационная рабочая среда предполагает вовлечение в процесс. Необходимо наладить управление по целям, по проектам, делать все, что способствует развитию инициативности. Нужно обеспечить эффективную коммуникационную связь и вести мониторинг, то есть оценку вовлеченности. Что касается управления знаниями, то их необходимо формировать, обеспечить форматы хранения знаний, а также процесс их использования и передачи.
Поведенческая модель руководителя
От руководства компании зависит, будет ли достигнут успех в создании инновационной среды. Управленцы зачастую ведут себя так:
- Или ориентированы на выполнение задачи;
- Или нацелены на поддержку сотрудников.
Инновационная среда предприятий, которая создается при первой модели поведения руководителя, сопровождается строгим соблюдением операций по планированию, непосредственной организации и по контролю выполнения ставящихся задач. В данном варианте нет места расширению инициатив сотрудников. Все идет строго по плану. Никакие новые идеи, нарушающие план, управленцем не принимаются. Зачастую такой подход оказывается проигрышным.
Намного успешнее является модель управления инновационной средой с ориентацией на сотрудников. В компании создаются благоприятные условия для появления новых решений, применяются методы делегирования, эффективной обратной связи как между работниками и руководителем, так и между сотрудниками. Практика показывает, что подобное создание инновационной среды эффективно сказывается на результатах. Появляются инновации, они успешно реализуются, что приводит к развитию и продвижению компании на рынке, выходу в лидеры среди конкурентов.
Что учесть при формировании инновационной среды
Перед тем, как начать формировать инновационную среду на предприятии, нужно:
- Быть готовым к изменениям – придется менять свой рабочий подход, много тратить времени на поиск правильных путей, настраиваться на новый формат работы, что довольно непросто сделать в условиях повседневной деятельности;
- Работать по всем направлениям – нужно все охватить: процессы, культуру, методологию. В России лучше налажены процессы, им чаще уделяется больше внимания, чем культуре и методологии. В результате успех становится малодостигаемым, что ведет к срыву запланированного;
- Начать с самых явных проблем – заниматься созданием инновационной окружающей среды в компании довольно сложно, особенно, если присутствуют явные проблемы, способные этому мешать. И в ходе работы по всем направлениям необходимо такие проблемы устранять, чтобы они в итоге не создали такие сложности, которые помешают достижению цели.
Как внедрять инновационную среду
Внутренняя инновационная среда требует масштабного подхода. Внедрять ее составляющие сложно, но всегда есть на то определенные возможности. Управленцу стоит выбрать модель поведения, ориентированную на сотрудников. Необходимо:
- Создать благоприятные условия для разработки новых решений;
- Искать идеи, применяя различные креативные методы;
- Работать, контактируя с командой, активно с нею общаться;
- Развивать и оценивать предлагаемые решения;
- Не бояться внедрять изменения.
Безусловно, когда бизнес уже устоялся, все идет по накатанной колее, непросто проявлять активность в поисках новых решений. Не каждая компания готова к созданию инновационной среды. Все и всех устраивает. Но подходит такой этап, когда приходится думать, как обойти конкурентов, которые раз за разом начинают уходить далеко вперед. Сегодня без инноваций довольно сложно выжить. Чтобы развиваться, нужны изменения, а они возможны именно за счет формирования инновационной среды на предприятии.
Заключение
Внешняя и внутренняя инновационная среда – оба понятия, как думают многие, неотделимы. Однако в случае с конкретной компанией это может быть совершенно не так. За пределами организации может развиваться такая среда, а внутри предприятия может наблюдаться застой. Но современные условия деятельности зачастую толкают бизнес на формирование внутренней инновационной среды, потенциал которой безмерно большой, если правильно подходить к процессу ее создания. Качество разработанных в итоге идей не всегда оказывается достойным. Ошибки случаются и часто. Однако процессы идут, инновации разрабатываются, предпринимаются меры по оценке действий. Объектом становятся идеи, которые захватывают рынок, тем самым, давая возможность компании выйти в лидеры среди своих конкурентов. Простыми словами, суть инновационной среды заключается в развитии. И та компания, которая ставит себе соответствующие цели и задачи, способна выжить в непростом мире, где конкуренция определяет лучших.