Что такое шесть сигм (six sigma)?
Шесть сигм (six sigma) — высокотехнологичная методика точной настройки бизнес-процессов, применяемая с целью минимизации вероятности возникновения дефектов в операционной деятельности. Название происходит от статистической категории «среднеквадратическое отклонение», обозначаемой греческой буквой »’ σ»’. Методика «шести сигм» разработана в корпорации Motorola, США в 1981. Плановый показатель качества при использовании этой методики — не более 3,4 отклонения (дефекта) на миллион операций.
Базовые принципы
Метод основывается на шести базовых принципах:
- Искренний интерес к клиенту
- Управление на основе данных и фактов
- Ориентированность на процесс, управление процессом и совершенствование процесса
- Проактивное (упреждающее) управление
- Сотрудничество без границ (прозрачность внутрикорпоративных барьеров)
- Стремление к совершенству плюс снисходительность к неудачам
При реализации проектов по методике используется последовательность этапов DMAIC (define, measure, analyze, improve, control — выявить, измерить, проанализировать, усовершенствовать, проконтролировать):
- Определение целей проекта и запросов потребителей (внутренних и внешних)
- Измерение процесса, чтобы определить текущее выполнение
- Анализ и определение коренных причин дефектов
- Улучшение процесса, сокращая дефекты
- Контроль дальнейшего протекания процесса.
Методика «Шесть сигма», разработанная компанией «Motorola», является стратегией управления деятельностью предприятия и нашла широкое применение во многих отраслях промышленности.
С помощью «Шесть сигма» проводится определение, устранение дефектов и несоответствий в бизнес-процессах и на производстве. Применение данной методики основано на использовании целого ряда методов управления качеством, включая статистические методы, и подразумевает создание на предприятии определённой группы специалистов в этой области (так называемые «чёрные пояса» и др.). Перед проведением проектов, связанных с использованием методики «Шесть сигма», в определённой последовательности проводят комплекс специальных подготовительных мероприятий, а также определяют цель её применения (сокращение расходов или повышение прибыли), результат которой должен иметь количественную оценку.
Обратите внимание на нашу тренинговые программы, которая может быть вам интересна:
Статьи по теме: